Этические правила поведения адвоката при общении со СМИ

Этические правила поведения адвоката при общении со СМИ — это установленные обязанности и запреты, распространяющиеся на адвоката во взаимоотношениях со средствами массовой информации, и основанные на нравственных критериях и традициях адвокатуры, на международных стандартах и правилах адвокатской профессии (п. 1 ст. 1 КПЭА).

Вопрос № 25

ЭТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ АДВОКАТА ПРИ ОБЩЕНИИ СО СМИ:
УСЛОВИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ. КРИТЕРИИ ДОПУСТИМОСТИ
ИНФОРМАЦИИ ОБ АДВОКАТЕ И АДВОКАТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ.
РЕКЛАМА АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Этические правила поведения адвоката при общении со СМИ помимо Кодекса профессиональной деятельности адвоката отражены в Рекомендациях Совета ФПА РФ по взаимодействию со средствами массовой информации от 21.06.2010.

Этические обязанности адвоката при общении со СМИ

При общении со СМИ адвокат обязан соблюдать следующие этические правила:

— тщательно готовиться к выступлениям в СМИ: по возможности обговорить с журналистом вопросы, на которые он готов отвечать, а также предложить представить окончательный текст выступления на согласование во избежание неточностей и ошибок. Желательно заранее отвести вопросы, на которые адвокат не вправе давать ответы (п. 1.5 Рекомендаций);

— выступать в СМИ исключительно с позиций права (слово адвоката должно быть словом права, то есть любая фраза должна быть аргументирована с точки зрения закона, а не представлять собой субъективное мнение, при этом адвокат должен давать точную правовую оценку противозаконным и противоправным действиям, направленным против личности, ущемляющим права и свободы человека) (п. 2.1 Рекомендаций);

— воздерживаться от радикальных политических заявлений и выступлений (п. 2.2 Рекомендаций);

— воздерживаться от публичных комментариев обстоятельств уголовных дел, в которых адвокат не участвует, и правовых позиций адвокатов, участвующих в этих делах (п. 2.1. ст. 15 КПЭА);

— воздерживаться от публичного, не связанного с участием в судопроизводстве, порицания подозреваемых и обвиняемых лиц (п. 2.2 ст. 15 КПЭА).

— должен давать себе отчет в том, что по его выступлению судят обо всей корпорации (п. 3.1. Рекомендаций);

— должен строго придерживаться норм этики, уважая право общества на получение информации (п. 1.3. Рекомендаций);

— должен выражать свою позицию от своего имени;

— давать комментарии по конкретному делу, где он представляет интересы доверителя, в случае обращения к нему за этим представителей СМИ непосредственно до или после судебного разбирательства. Однако такой комментарий всегда должен быть направлен на защиту интересов его доверителя (п. 6.2. Рекомендаций);

— должен руководствоваться презумпцией невиновности, не допускать необоснованных, не подкрепленных точными фактами и материалами дела суждений и умозаключений, соблюдать тайну следствия и адвокатскую тайну (в том числе, если речь идет о его процессуальных противниках) (п. 6.1. Рекомендаций);

— должен придерживаться одного мнения о существе дела независимо от времени выступления перед СМИ (п. 6.3. Рекомендаций);

— все заявления адвоката должны быть добросовестными и честными, сделаны без злого умысла или скрытого мотива, мнение адвоката должно быть взвешенным и компетентным (пункты 1.3, 1.4, 5 Рекомендаций).

Этические запреты для адвоката при общении со СМИ

По этическим соображениям в отношениях со СМИ адвокат не вправе:

— вводить общественность в заблуждение относительно значимости и полномочий представляемого им органа, организации, профессионального образования (п. 3.2. Рекомендаций);

— высказываться относительно внутренних проблем сообщества (кроме корпоративных и специальных СМИ) (п. 4.1. Рекомендаций);

— критиковать своих коллег в любом случае. Подрыв или умаление авторитета члена сообщества противоречит профессиональной этике (ст. 15 КПЭА);

— высказывать точку зрения отличную от той, которую он придерживался в суде (п. 6.3. Рекомендаций);

— критиковать правовую систему и законодательство;

— использовать выступления в СМИ в целях саморекламы (использование СМИ в рекламных целях не допускается) (п. 7 Рекомендаций);

— размещать информацию о себе в рекламе организаций, оказывающих юридические услуги, и не являющихся адвокатским образованиями (п. 7.5. Рекомендаций);

— при информировании о себе, не вправе предлагать какие-либо скидки и иные льготы, формирующие представление об адвокатской деятельности как предпринимательской (п. 7.6. Рекомендаций);

— выступать перед СМИ с комментариями, суждениями, высказываниями по существу «громких» дел, в которых адвокат не участвует (п. 5.5. Рекомендаций);

— нарушать авторские права и авторскую этику (п. 8 Рекомендаций);

При распространении в СМИ сведений, порочащих честь и достоинство адвоката, а также оскорблений в его адрес рекомендуется использовать предусмотренные законодательством способы защиты чести и достоинства.

Реклама адвокатской деятельности

Законодателем реклама рассматривается как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок РФ (ст.3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе», п. 3 Постановления КС РФ от 04.03.1997 N 4-П).

В тоже время, адвокатская деятельность не является предпринимательской и не преследует цели извлечения прибыли. Адвокаты осуществляют деятельность, имеющую публично-правовой характер, поскольку на них возлагается публичная обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе по назначению судов), реализуя тем самым гарантии права каждого на получение квалифицированной юридической помощи, как это вытекает из ч. 1 ст. 45 и ч. 1 ст. 48 Конституции РФ (Постановление КС РФ от 23.12.1999 № 18-П).

Закон «О рекламе» № 38-ФЗ предусматривает, что его положения не распространяются на объявления физических или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности (подп. 6 п. 2 ст. 2). Поскольку адвокатская деятельность не является предпринимательской, действие Закона № 38-ФЗ не применимо к адвокатской деятельности.

В соответствии с п. 7.1 Рекомендаций адвокатам по взаимодействию со средствами массовой информации, утв. Советом ФПА от 21.06.2010, адвокатам следует воздерживаться от размещения информации о себе на платной основе, независимо от того, связана ли такая информация с его профессиональной деятельностью или нет. Исключение составляют случаи размещения справочной информации.

Согласно п. 7.2 Рекомендаций информирование о деятельности адвоката и организации, в которой он состоит, допускается в справочных и информационных изданиях, на официальных интернет-сайтах. Она должна содержать указание на фамилию, имя и отчество адвоката, наименование адвокатского образования, в котором он состоит, реестровый номер и наименование адвокатской палаты. Распространение анонимной информации об адвокате не допускается.

———

Источники:

  • Кодекс профессиональной этики адвоката, принят I Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.;
  • Рекомендации Совета ФПА РФ по взаимодействию со средствами массовой информации от 21.06.2010г.;
  • Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»;
  • Постановления КС РФ от 04.03.1997 № 4-П;
  • Постановление КС РФ от 23.12.1999 № 18-П.

Все материалы для подготовки к экзамену! По любым вопросам связанным с подготовкой к экзамену, в том числе с получением материала, с его оплатой, стоимостью, переводами и т.п., в случае необходимости, пожалуйста, обращайтесь любым удобным способом со страницы обратной связи.

Важно! © Копирование и распространение текстов запрещено. Цитирование возможно исключительно с согласия владельца сайта и лишь в объеме, оправданном целью цитирования, при условии обязательного указания активной гиперссылки на страницу с которой была заимствована цитата.

Обратите внимание! Заполняя любую форму на сайте и отправляя внесённые в неё сведения, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

 
Не копируйте текст!