Ограничение выплаты пенсии за прошлое время трехгодичным сроком признано неконституционным

Как известно, пенсионное законодательство предусматривает основания для приостановления, а также для последующего прекращения выплаты пенсии, в связи с ее длительным неполучением пенсионером. При этом возобновление выплаты за прошлое время возможно лишь в размере, не превышающем сумму, исчисленную за последние три года, предшествующие соответствующему обращению пенсионера.

7 апреля текущего года Высший судебный орган конституционного контроля России признал не соответствующей Конституции Российской Федерации часть первую статьи 58 Закона о военных пенсиях, которая ограничивает выплату сумм пенсии за прошлое время трехгодичным сроком с момента обращения за ее получением (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.04.2022 № 14-П).

Это касается случаев, когда выплата пенсии была приостановлена и в последующем прекращена по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 24 и п. 2 ч. 1 ст. 25 ФЗ «О страховых пенсиях» (до 1 января 2015 года — пп. 1 п. 1 ст. 21 и пп. 2 п. 1 ст. 22 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»). В частности, при неполучении пенсии в течение шести месяцев подряд, ее выплата приостанавливается на шесть месяцев, а по истечению этого срока – ее выплата прекращается.

Проверяя на предмет конституционности ч. 1 ст. 58 Закона о военных пенсиях, Конституционный Суд РФ указал, что она сформулирована как императивное предписание, исключающее возможность принятия пенсионным органом решения о выплате сумм пенсии пенсионеру за весь период, в течение которого она была приостановлена и прекращена. Что в свою очередь не соответствует принципам справедливости, равенства, правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Конституционный Суд также отметил, что, по существу, такое законоположение означает, что гражданин, реализовавший право на пенсию за выслугу лет, в случае приостановления и последующего прекращения ее выплаты лишается права на получение пенсии за период, превышающий три года, предшествующие обращению за восстановлением ее выплаты, притом, что в указанный период право на назначенную ему пенсию пенсионер не утрачивал.

То есть, пенсионер лишается права на социальное обеспечение в полном объеме, совершенно безосновательно.

Не смотря на то, что Постановление Конституционного Суда РФ от 07.04.2022 № 14-П посвящено проверке конституционности части первой статьи 58 Закона о военных пенсиях, а также некоторых положений статьи 22 Закона о трудовых пенсиях, изложенные в нем правовые позиции относительно неконституционности лишения права пенсионера на социальное обеспечение в полном объеме, то есть за период, превышающий три года, предшествующие обращению за восстановлением приостановленной и в последствии прекращенной выплаты пенсии, притом, что в указанный период право на назначенную ему пенсию пенсионер не утрачивал, в полной мере должны быть применимы и при решении вопросов о возобновлении выплаты пенсии, в соответствии с ч. 7.1 ст. 25 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013, приостановленной и в последствии прекращенной, по указанным выше основаниям, в частности в связи с ее неполучением в течение шести и более месяцев подряд.

Дело в том, что конституционно-правовое истолкование правовых норм, данное Конституционным Судом Российской Федерации, является общеобязательным (Постановление Конституционного Суда РФ от 25.01.2001г. № 1-П).

Постановления Конституционного Суда РФ действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. Правовые позиции, содержащиеся в таких постановлениях обязательны для всех органов государственной власти, включая судебные, исполнительные и законодательные (ст. 79 Закона о Конституционном Суде РФ № 1-ФКЗ от 21.07.1994). При этом неправильное истолкование закона, в том числе без учёта правовой позиции, содержащейся в постановлениях Конституционного Суда России, является неправильным применением норм материального права, что в свою очередь, относится к числу оснований для отмены судебного решения (п. 3 ч. 3 ст. 310 КАС РФ).

Конституционный Суд РФ, приходя к выводу о не соответствии Конституции РФ части первой статьи 58 Закона о военных пенсиях, позволяющей ограничивать выплату сумм пенсии за прошлое время трехгодичным сроком с момента обращения за ее получением (аналогичное правило также установлено ч. 7.1 ст. 25 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013) указал, что правоприменительная практика в сфере пенсионного обеспечения должна гарантировать гражданам принятие соответствующих решений только уполномоченными органами и исключительно на основе строгого исполнения законодательных предписаний и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение или изменение пенсионных правоотношений, что должно обеспечивать выплату гражданам пенсии своевременно и в полном размере, а в случае нарушения их права на получение пенсии — его восстановление в полном объеме.

Тем самым соответствующее законодательство и опосредующая его правоприменительная практика призваны обеспечить гражданину как участнику пенсионных правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 18-П, от 29 января 2004 года № 2-П, от 14 января 2016 года № 1-П и от 26 февраля 2018 года № 10-П; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июля 2021 года № 1376-О и др.).

Конституционный Суд РФ особо отметил, что право на пенсионное обеспечение неразрывно связано с правом на распоряжение выплаченными в качестве пенсии денежными средствами, а потому предусмотренный законодательством порядок реализации гражданами права на пенсионное обеспечение во всяком случае должен обеспечивать возможность беспрепятственного распоряжения полученной пенсией как собственным имуществом на основе общеправовых принципов юридического равенства и неприкосновенности собственности.

При этом отсутствие активных действий пенсионера в отношении выплаченных ему в качестве пенсии денежных средств, не может служить основанием для его права на пенсионное обеспечение (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 18-П и от 6 ноября 2013 года № 23-П).

Конституционный Суд также разъяснил, что если доставка пенсии производится через кредитную организацию (банк), то возникновение факта ее длительного неполучения в принципе невозможно, поскольку с момента зачисления денег на счет пенсионера пенсия считается фактически им полученной.

———

Официальные документы источники:

  • Постановление Конституционного Суда РФ от 07.04.2022 № 14-П
  • Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
  • Постановление Конституционного Суда РФ от 25.01.2001г. № 1-П

Оказываем юридическую помощь по всем категориям дел в любых регионах России. Телефон (whatsapp) для консультации по уголовным делам, телефон (whatsapp) для консультации по гражданским спорам

Важно! © Копирование текстов запрещено. Цитирование возможно лишь в объеме, оправданном целью цитирования, и лишь при условии указания активной гиперссылки на страницу, с которой была заимствована цитата

Обратите внимание! Заполняя любую форму на сайте и отправляя внесённые в неё сведения, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности